Josef Hoffmann

Josef Hoffmann

Йозеф Хоффманн (15 декабря 1870 г. — 7 мая 1956 г.) был австрийским архитектором и дизайнером потребительских товаров.

Йозеф Хоффманн родился в Бртнице, Моравия (ныне часть Чехии). Начиная с 1887 года он учился в Высшей Государственной школе ремёсел в Брно (Брун), и затем работал с местными органами по военному планированию в Вюрцбурге. После этого он учился в Академии изящных искусств в Вене вместе с Карлом Фрайхерром фон Хазенаюром и Отто Вагнером, получающим высшее образование с Prix de Rome в 1895.

В офисе Вагнера, Йозеф встретил Марию Ольбрих, и в 1897 году они основали Венский сецессион (объединение венских художников в эпоху Fin de siècle) вместе с художниками Густавом Климтом и Коломаном Мозером. Начиная с 1899 года Йозеф Хоффманн преподавал в университете прикладных искусств в Вене. С Венским сецессионом Йозеф Хоффманн развил сильные связи с другими художниками. Однако в 1905 году вместе с другими художниками Йозеф Хоффманн оставил Венский сецессион из-за конфликтов и разногласий с художниками-натуралистами.

Стиль Хоффмана в конечном счёте стал более трезвым и абстрактным, и он все более и более ограничивался функциональными структурами и внутренними продуктами.

В 1906 году Хоффман реализовал свой первый большой проект в предместьях Вены, санаторий в городе Пуркерсдорф. По сравнению с Домом Моузера, с его огрубляемой народной крышей, это было большим продвижением к абстракции и движению далеко от традиционного прикладного искусства и историзма. Этот проект служил главным прецедентом и вдохновением для современной архитектуры, которая разовьётся в первой половине XX века, например, в ранние работы Ле Корбюзье.

Через контакты с Адольфом Стокле, который входил в состав наблюдательного совета Austro-Belgischen Eisenbahn-Gesellschaft, Йозеф Хоффманн получил заказ на строительство в Брюсселе Дворца Стокле для этого богатого банкира и железнодорожного финансиста. Работа длилась с 1905 по 1911 годы. В 1907 году Хоффман был соучредителем Неме́цкого Ве́ркбунда (нем. Deutscher Werkbund) — Немецкого производственного союза.

Сегодня некоторые проекты Йозефа Хоффмана все ещё могут быть найдены в производстве, например, набор столовых приборов Rundes Modell. Первоначально произведённый в серебре, теперь эта коллекция производится из высококачественной нержавеющей стали.

Другой пример строгих геометрических линий Хоффмана и квадратной темы — культовое кресло Kubus. Разработанное в 1910 году, кресло Kubus было представлено на Международной выставке в Буэнос-Айресе, приуроченной к столетию независимости Аргентины — события, известного как «Революция в мае». Постоянное употребление Хоффманом квадратов и кубов заработало для него прозвище Куэдрэтл-Хоффман («Квадрат Хоффман»).

Хотя он мало общался со своими студентами, Хоффман был высокоуважаемым учителем, которым восхищались. Он обнаружил талант среди молодых художников и желал или стремился продвинуть его; Оскар Кокошка, Эгон Шиле и Ле Корбюзье были самыми знаменитыми бенефициариями своей благосклонности к многообещающему следующему поколению; среди других под его сильным эстетическим влиянием были американский дизайнер Эдвард Х., Глэдис Ашерман и Луиза Бриэм. Ле Корбюзье предложили работу в его офисе, Шиле помогли в финансовом отношении, а Кокошке дали работу у Винера Веркштетте.

Как член международного жюри в конкурсе на проектирование дворца для Лиги Наций в Женеве, в 1927 году, он принадлежал к меньшинству, которое голосовало за проект Ле Корбюзье. Хоффман голосовал за союз Австрии с Германией и, как отмечено на «Гуд Ливинг-Стрит Тима Бонихэди. Состояния моей венской семьи» (2011), архитектором восхитились нацисты, которые назначили его Специальным комиссаром и уполномочили его реконструировать прежнее немецкое здание посольства в «Haus der Wehrmacht» для офицеров. После его использования британским правительством с 1945 до 1955 годы это здание было уничтожено.

Йозеф Хоффманн скончался в возрасте 85 лет, в Вене.