Hella Jongerius

Hella Jongerius

Хелла Йонгериус родилась в 1963 году, изучала индустриальный дизайн, потом работала в группе Droog Design, участие в которой и принесло ей раннюю славу. Следуя общей концепции Droog Design, Хелла трудилась над созданием резиновых цветочных ваз, ставших в своё время настоящей сенсацией. В 2000-м Йонгериус оставила группу, чтобы заняться самостоятельным творчеством. Хелла возглавляет собственную студию Jongeriuslab (Лаборатория Йонгериус) в Роттердаме. Главный принцип, которому она не изменяет на протяжении всей своей деятельности, — каждодневный эксперимент. Дерево, неопрен, резина, керамика, стекло — по воле Хеллы все эти материалы объединяются в самые неожиданные комбинации, причём её интересует эксперимент как таковой. Её цель — скорее, не продукт, а процесс. «Я понимаю дизайн как поиск», — говорит Йонгериус.

Ей дизайн представляется чистым искусством, без привычной прикладной составляющей. Её творения никогда не ставились на поточное производство. Многие разработки Хеллы выпускались в ограниченном количестве знаменитыми фирмами (Maharam, Swarowski и Hermes). А иные её объекты совершенно уникальны и находятся в музеях и частных коллекциях по всему миру.

Кто-то из критиков сравнил покупку её изделий с походом на лондонский рынок Бороу. Она вновь делает ремесленничество модным. Сочетая современность со стариной, Хелла создаёт предметы обихода и мебель, которые захотят передавать по наследству. Хелла Йонгериус имитирует вышивку крестом, «расшивает» вазы, к диванам пришивает пуговицы большими небрежными стежками, а к скатертям — тарелки, в одни тарелки укладывает фигурки животных, другие кладёт в печь до образования трещин, имитирующих почтенный возраст.

Создавая объект, Хелла детально изучает его историю, классификацию и символическое значение. Разрабатывая коллекцию для Нюмфенбургской фарфоровой мануфактуры, Хелла Йонгериус нашла в архивах фабрики огромное количество изобразительных мотивов, цветочных узоров и пигментов и поместила старинный дизайн известной мануфактуры в новый контекст.

Как говорит о Хелле Йонгериус её соотечественник, дизайнер Юрген Бей (Jurgen Bay): «Есть такой в Голландии потрясающий дизайнер — Хелла Йонгериус. Она как раз умеет доводить до массового производства свои тонкие, нежные, остроумные вещи. Хелла Йонгериус измучивает производителя по каждой мелочи так, что получается все как надо».

Трепетное отношение Хеллы Йонгериус к вещам и старине отразилось и в созданном ею проекте «идеальный дом», представленном на кельнской выставке IMM Cologne в 2005 году. Недостроенный, заключённый в леса, дом напоминал архив. Блошиный рынок соседствовал с фамильными ценностями, работы других дизайнеров с её собственными, произведения искусства с кухонными принадлежностями, но все — через перегородку. И внутри каждого сектора — полнейшая гармония, каждый оформлен в своём стиле, каждый раз в новом. Единым остаётся красный цвет, в оттенках которого зрителю предлагается найти своё видение того или иного раздела архива.

Поиски Хеллы Йонгериус продолжаются: в этом году для знаменитой компании Vitra она разработала дизайн кресла Worker и софы Polder, отмеченных жюри журнала Wallpaper, назвавшего Йонгериус лучшим мебельным дизайнером года. Коренастое приземистое кресло Worker на первый взгляд производит впечатление hand made объекта. Однако множество продуманных оригинальных деталей и своеобразное текстильное оформление отличают это кресло от простого ремесленнического продукта и делают его произведением современного дизайна.

С максимальной тщательностью проработана и каждая деталь софы Polder, представляющей собой сочетание объёмов простых геометрических форм, расшитых, словно вытащенными из бабушкиного сундука, пуговицами разных оттенков и материалов (рог, бамбук и перламутр).

Звание «Дизайнер года» — не первый почётный титул Хеллы Йонгериус. Она — лауреат множества почётных конкурсов, «Дизайнер года» на Salon du Meuble-2004 во Франции.