Hans Wegner

Hans Wegner

Ханс Вегнер (2 апреля 1914 — 26 января 2007) общепризнанно считается одной из ведущих фигур в мебельном дизайне XX века и главной движущей силой в создании того, что позже назовут «датским модерном» — стиля, после популяризации которого в 1950-х и 1960-х годах люди по-новому стали смотреть на привычные предметы мебель.

Ханс Вегнер — бесспорный мастер датского дизайна. Самая сильная сторона его многогранного таланта — это дизайн стульев и кресел, которые принесли ему славу, известность и признание. В течение своей долгой и продуктивной жизни Вегнер разработал примерно 500 моделей стульев, многие из которых стали живой классикой и остаются в производстве до сих пор.

Сын сапожника, Ханс Вегнер с детства проявлял интерес к резьбе по дереву. Он родился в Тённере, в Дании, и часто бывал в местном музее, где черпал вдохновение для своих работ. В 17 лет он стал подмастерьем плотника и именно в это время разработал свой первый дизайн.

Позже он отошел от скульптуры, но навсегда сохранил свою любовь к дереву, которая находила свое отражение во всех последующих работах мастера, когда он начал работать уже как дизайнер и производитель мебели.

В возрасте 20 лет Ханс Вегнер переехал в Копенгаген, где поступил в институт, известный теперь как Датская королевская академия изящных искусств. Он учился там с 1936 по 1938 год, после чего принял решение продолжить дальнейшие исследования в области архитектуры. В 1940 году Ханс Вегнер участвовал в совместном проекте с Арне Якобсеном и Эриком Меллером в Орхусе.

Во время обучения Ханс Вегнер познакомился с одним из своих сверстников Бергом Могенсеном. Их профессиональная и личная дружба переросла в проект мебели для детской комнаты, которую Вегнер разработал для сына Могенсена Питера. Мебельный набор был запущен в производство на фабрике FDB, где Могенсен возглавлял департамент дизайна.

В 1943 году Ханс Вегнер открыл собственную дизайн-студию и уже в 1944 году сконструировал свое первое кресло China, на создание которого его вдохновил вид китайских императорских престолов.

Вероятно, самая известная работа Ханса Вегнера — стул The Wishbone, который он спроектировал в 1949 году, и который Carl Hansen & Søn произвели в 1950-м.

Кресла Ханса Вегнера считаются одними из самых красивых в мире. В то же время они отражают его понимание, что стул — это в первую очередь предмет мебели, существующий в тесном контакте с телом человека, что предъявляет более высокие требования к комфорту и эргономике. Редко у кого получается совмещать оригинальный дизайн и функциональность лучше, чем у Вегнера в его работах.

Во всяком случае его любовь к дереву явила особый талант к использованию характеристик волокна для создания удивительных скульптурных линий в тех решениях, которые он применял в разработке своей мебели. Мебель Вегнера во многом определила датский вклад в мировой дизайн. Его дизайн абсолютно уместен для нас и сегодня, а его работы продолжают быть источником постоянного удивления.

Ханс Вегнер является обладателем ряда престижных призов и премий. Среди прочего, он был почетным членом Королевской датской академии изящных искусств и имел почетную докторскую степень от Королевского колледжа искусств в Лондоне. Он также был первым получателем премии Lunning и выиграл 8-ю Международную премию дизайна в Осаке, Япония. Его работы выставляются в крупнейших международных музеях, включая Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке и Die Neue Sammlung в Мюнхене.

«Я всегда хотел сделать заурядные вещи исключительно высокого качества...» — говорил Ханс Вегнер.