Wilhelm Wagenfeld

Wilhelm Wagenfeld

Вильгельм Вагенфельд (15 апреля 1900 — 28 мая 1990) — важный промышленный дизайнер XX века, ученик школы «Баухауз», высшей школы строительства и художественного конструирования, существовавшей в Германии с 1919 по 1933 год. Он занимался производством предметов из металла и стекла для таких компаний, как Jenaer Glaswerk Schott & Gen., Vereinigte Lausitzer Glaswerke, Braun GmbH и WMF. Некоторые из его проектов производятся до сих пор, даже после его кончины.

В юности Вильгельм изучал рисунок, прежде чем поступить в качестве ученика в компанию Silberwarenfabrik Koch & Bergfeld, где он оставался вплоть до 1918 года. В 1923 году он поступил на учебу в веймарский «Баухауз». Свое обучение в школе Вильгельм Вагенфельд проходил под руководством Ласло Мохой-Надя. С 1925 года он стал помощником в школе «Баухауз» в Веймаре.

Вагенфельд полагал, что повседневные домашние объекты должны быть в равной степени «дешевыми для рабочего» и «хорошими для богатых».

Одна из его классических работ — настольная лампа, известная как «лампа Вагенфельда», которую он спроектировал вместе с Карлом Якобом Юкером в 1924 году. Сотрудничество с другим дизайнером, Шарлем Кроделем, открыло его работам дорогу на престижные выставки и в экспозиции музеев. К тому же Кродель разработал запатентованный метод художественного оформления для промышленного массового производства. Его чайный сервиз, разработанный в 1938 году в Германии, остается актуальным и по сей день. Наибольший коммерческий успех Вагенфельду принесла его работа Kubus — стеклянный контейнер, который он разработал для Lausitzer Glassworks в 1938 году. Также известны солонка и перечница Max & Moritz для WMF.

С 1931 по 1935 год Вильгельм Вагенфельд был учителем в консерватории Kunsthochschule в Берлине. В отличие от многих преподавателей «Баухауза» он остался в Германии в годы подъема нацизма и во время Второй мировой войны. Он был мобилизован в вермахт и отправлен на Восточный фронт, где после окончания войны находился в советском лагере для военнопленных. Вернувшись на родину, Вильгельм Вагенфельд был профессором в Высшей школе Bildende Kunste в Берлине. В 1954 году он открывает свое собственное конструкторское бюро в Штутгарте.

За свою творческую карьеру Вагенфельд разработал широчайшую линейку моделей повседневных товаров для серийного и промышленного производства. Он был озабочен тем, как найти идеальную форму для предметов повседневного использования. Он конструировал приборы, посуду, вазы, бокалы и прочие предметы быта. Со временем его работа принесла ему всемирное признание в среде мировых экспертов.

Вильгельм Вагенфельд является обладателем Гран-при миланского Trienale в 1957 году и Bundespreis Gute Form в 1969 и 1982 годах. Он руководил своим дизайн-бюро Werkstatt Wagenfeld до 1978 года и сохранял активность и живую заинтересованность в жизни дизайн-сообщества вплоть до своей смерти в 1990 году.

Вопреки подавляющему большинству бывших студентов «Баухауза», Вильгельм Вагенфельд стал широко известным промышленным дизайнером. Сегодня он считается одним из самых важных и влиятельных немецких дизайнеров 1950-х и 1960-х годов.

Город Бремен удостоил Вильгельма Вагенфельда собственного музея, а его произведения собраны во всех наиболее важных музеях, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке. Школа дизайна в Бремене, на малой родине Вильгельма Вагенфельда, названа в его честь. Внук Вильгельма Вагенфельда Малте Вагенфельд — старший лектор и директор программы промышленного дизайна в университете RMIT в Мельбурне, в Австралии.

«Он был очень быстр в том, чтобы наладить массовое промышленное производство и создать функциональный продукт — подход, оказавшийся новым для своего времени: многие другие последовали его примеру».