Finn Juhl

Finn Juhl

Финн Джул был датским архитектором, дизайнером интерьеров и промышленным дизайнером, наибольшую известность которому принесли его конструкции мебели. Финн Джул был одной из ведущих фигур в создании «датского дизайна» в 1940-х годах, и стал тем, кто познакомил датский «модерн» с Америкой.

Финн Джул родился 30 января 1912 года. Его отец занимался оптовыми поставками текстиля, представляющим несколько английских, шотландских и швейцарских производителей текстиля в Дании. Его мать скончалась вскоре после его рождения.

С раннего возраста Финн Джул хотел стать искусствоведом. Будучи всего лишь подростком он проводил много времени в Национальной галерее и, несмотря на свой ​​юный возраст, имел разрешение брать книги в библиотеке Карлсберга, но его отец не одобрял его стремления, которые считал надуманными.

Финн Джул был принят в архитектурную школу при Королевской датской академии изящных искусств, где с 1930 по 1934 годы он учился у Кея Фискера — ведущего архитектора своего времени и замечательного лектора.

После окончания учёбы Финн Джул работал в течение десяти лет в архитектурной фирме Вильгельма Лауритцена. Финн Джул был ответственен за большую часть работы по созданию дизайна интерьера Национальной датской телерадиокомпании — один из самых важных заданий для фирмы Лауритцена и лично Финна Джула в эти годы. В 1943 году Финн Джул получил премию имени Хансена для молодых архитекторов.

В 1945 году Финн Джул покинул компанию Вильгельма Лауритцен и создал свою собственную студию дизайна в Копенгагене, которая специализировалась на дизайне интерьеров и создании мебели. Однако практическая деятельность Джула началась задолго до этого.

Финн Джул дебютировал в качестве дизайнера в 1937 году, когда начал своё сотрудничество с краснодеревщиком Нильсом Воддером, с которым они проработали до 1959 года. Ранние стулья Финна Джула первоначально были произведены в небольших количествах. Тем не менее, почти все их них были позже переизданы.

Будучи весьма спорными, первые работы Финна Джула встретили много критики. Его стул Pelican, разработанный в 1939 году и впервые изготовленный в 1940 году, был описан как «усталый морж» и «эстетика, в самом неподходящем смысле этого слова».

Несмотря на первую критику, работы Финна Джула начали оказывать влияние на других дизайнеров 40-х годов. Однако в Дании его популярность не достигла того уровня, который был у его сверстников, Бъерга Модженсена и Ханса Вегнера, которые были менее радикальны в своих проектах.

В 1948 году Эдгар Кауфман младший, лидер Департамента промышленного дизайна в Merchandise Mart в Нью-Йорке, путешествовал по Скандинавии. Он намеренно не посещал большие скандинавские выставки, но остался под впечатлением от работы Финна Джула и представил их в большой статье в журнале Interiors.

В 1951 году Финн Джул принял участие в выставке Good Design в Чикаго. В связи с шоу он заявил, что «Нельзя создать счастье красивыми вещами, но можно испортить его плохими». Работа, которую Финн Джул сделал для выставки — это 24 объекта, включая стулья, столы и другие предметы мебели и так презентовал свой первый успешный союз современного массового производства с традиционно высокими стандартами ремесла.

В 60-х и 70-х годах Финн Джул столкнулся со снижением интереса к своим проектам. Но в 80-х и 90-х годах этот интерес возродился.

Работы Финна Джула продолжают получать признание даже после его смерти в 1989 году. В 2010 году один из его диванов, произведённых датской компанией OneCollection, получил премию Wallpaper Design Award в категории «Лучший дизайн дивана».