Le Corbusier

Le Corbusier

Основные работы Ле Корбюзье (наст. имя Эдуард Жаннере, 6 октября 1887 — 27 августа 1965) в сфере промышленного дизайна приходятся на эпоху функционализма. Формы должны были соответствовать строительным конструкциям и применяемым материалам. Архитектура, лишенная украшательских излишеств, должна была восприниматься человеком в процессе движения в ней и вокруг нее (единство пространства и времени). Идеологи новой архитектуры предусматривали создание условий для удобного и быстрого перемещения людей в архитектурно-пространственной среде.

Внутреннее пространство помещения становилось динамичным, как бы перетекало, свободно переливалось из интерьера в интерьер. На практике эти идеи начали реализовываться только в эпоху поствоенного модернизма, когда невольно появились площадки для реализации этих идей (многие европейцы просто лишились всего, что у них было) и развились промышленные технологии.

Все рассуждения о жизни людей новой формации или новом формате жизни людей закончились тем, что Корбюзье так и не смог сделать мебель для людей midle-midle-класса. Видимо, из-за того, что сам месье Корбюзье был парень не бедный, а заказчики еще богаче, он так и не смог спроектировать продукт, который был бы по-настоящему доступен, а стало быть, и более функционален.

Корбюзье больше интересовала идея, а не пользователь, модулор (система пропорций), а не человек, за что его порицали коллеги по цеху, начиная от парней из «Баухауза» до русских конструктивистов.

В общем, если кто-то (включая самого Корбюзье) думал, что его мебель будет образцом функциональности и доступности, то по крайней мере в смысле доступности его постигло разочарование. Проекты индустриального дизайна Ле Корбюзье, несмотря на прогрессивность форм и доступность материалов, до сих пор несут на себе тень автора, оставаясь предметом интерьера для богемы. Его мебель, в частности кресла Le Corbusier — LC, легко узнаваемы и стали не только именем нарицательным, но и средством создания художественного образа — посмотрите фильм «Большой Лебовски», пользователь LC представлен весьма архетипично.

В чем же заключается феномен мебели от Ле Корбюзье? Новаторское формообразование? Нет. Йозеф Хоффман делал мебель в кубических объемах гораздо раньше Ле Корбюзье, и был в свое время его работодателем. Применение хромированного металла? Эйлин Грей реализовала проект кресла Bibendum почти за десять лет до первого «хрома» Корбюзье, а идею кресла-кушетки с нахальным названием Le Corbusier — 4 месье Жаннере просто утащил у баронессы Грей. Оригинальное исполнение при использовании вышеперечисленных форм и материалов? Посмотрите на кресло «Василий» Марселя Бройера.

История промышленного дизайна накопила очень много примеров мебели типа LC, тема осталась актуальной, но при виде кресла, выполненного в сочетании кубических объемов с кожей и хромированным металлом, все так и будут восклицать — Ле Корбюзье!

Он не достоин титула первооткрывателя в промышленном дизайне, он был нахальным похитителем идей, но он никогда не был шарлатаном. Корбюзье был по-настоящему гениальным архитектором во всем, и вопрос первичности здесь неуместен. Каждый его предмет — высокая архитектура. Le Corbusier — бренд №1, умеющий продавать свой продукт.

«Архитектура распределяет массы и объемы. Вдохновение превращает инертный камень в драму», — говорил Ле Корбюзье.