Harry Bertoia

Harry Bertoia

Родившийся 10 марта 1915 года в Сан-Лоренцо, Порденоне, Гарри Бертойя был американским художником итальянского происхождения, художественным скульптором и современным дизайнером мебели.

В возрасте 15 лет Гарри Бертойя путешествовал из Италии в Детройт, чтобы посетить своего старшего брата. По приезде он решил остаться и поступил в Высшую техническую школу Cass, где он изучал искусство, дизайн и ювелирное дело. В 1937 году он получил стипендию на обучение в Академии искусств Cranbrook, где он впервые познакомился с Вальтером Гропиусом, Эдмундом Бэконом и Рэем и Чарльз Эймсами. В 1938 году Гарри Бертойя также посещал Школу искусств и ремёсел в Детройте, которая известна теперь как Колледж творческих исследований.

В 1939 году Гарри Бертойя открывает свой собственный цех металлообработки, где преподаёт ювелирное дело и принципы создания металлических конструкций. Позже, поскольку военная экономика сделала металл редким и очень дорогим товаром, он начал сосредотачивать свои усилия на создании драгоценностей. Он спроектировал и изготовил обручальные кольца для Чарльза и Рэя Эймз и жены Эдмунда Бэкона Рут.

Позже, в 1943 году Гарри Бертойя женился на Бриджит Фалентинер и переехал в Калифорнию, чтобы работать на Чарльза и Рэя в Evans Product Company. Он работал на них, пока Вторая мировая война, наконец, не закончилась в сентябре 1945.

В 1950 году Гарри Бертойя переехал в Пенсильванию, чтобы основать собственную студию и работать вместе с Хансом и Флоренс Нолл, которая также была выпускницей Крэнбрука. Во время этого периода он проектировал для компании Knoll. Самая известная работа из этой серии — это так называемый «Алмазный стул» («Diamond chair»), чья жидкая, скульптурная форма сделана в виде решетчатой конструкции из сварной стали.

По собственным словам Бертойи, «Если вы смотрите на эти стулья, создаётся впечатление, что они, главным образом, сделаны из воздуха, как скульптура. Пространство проходит прямо через них».

Все стулья изготовляли вручную, так как не могла быть применена ни одна технология массового производства.

В середине 50-х годов стулья, производимые компанией Knoll, продавались так хорошо, что получаемые гонорары позволили Гарри Бертойя посвящать себя исключительно скульптуре. В 1957 году он был научным сотрудником в Graham Foundation в Чикаго. Скульптурная работа, которую он создал, исследуя пути, по которым металлом можно было управлять, чтобы произвести звук. Растягивая и сгибая металл, Гарри Бертойя заставил свою скульптурную композицию реагировать на ветер, издавая различные ноты.

Работы Гарри Бертойя хранятся в Галерее американского Искусства Addison (Эндовер, Массачусетс), Бруклинском музее в Нью-Йорке, Кливлендском музее искусств, Далласской Публичной библиотеке, Детройтском Институте Искусств, Музей Hirshhorn (Вашингтон округ Колумбия), Художественном музее Гонолулу, Музее современного искусства Kemper (Канзас-Сити, Миссури), в Центре скульптуры Nasher (Даллас, Техас), Филадельфийском Художественном музее, Художественном музее Милуоки, Смитсоновском американском Художественном музее (округ Вашингтон, Колумбия), в Художественном музее Веро-Бич (Веро-Бич, Флорида), и Художественном центре Уокера (Миннеаполис, Миннесота).

У Гарри Бертойя был сын и две дочери, внук и две внучки. Он умер от рака лёгких 6 ноября 1978 года, в возрасте 63 лет. Его жена Бриджит скончалась в 2007 году, в возрасте 87 лет.