Arne Jacobsen

Arne Jacobsen

Арне Якобсен был одним из наиболее влиятельных дизайнеров и архитекторов XX века. Его здания и предметы, такие как стулья Swan и Egg, совмещают в себе модернистские идеалы и северную любовь к естественности.

Когда датчанин, который очень плохо говорил по-английски и редко покидал свою копенгагенскую студию, получил в 1958 году заказ на проект нового колледжа для Оксфорда (Oxford University), один видный архитектор отправил в The Times письмо, в котором называл эту идею худшим оскорблением, нанесенным британской архитектуре с XI века, когда французу доверили перестройку Кентерберийского собора.

Однако члены совета колледжа не испугались, и Якобсен приступил к работе над колледжем Святой Екатерины. Дизайнер был убежден, что каждый элемент здания, вплоть до ручек двери, должен быть гармоничен. Он настоял на том, чтобы к его контракту добавили следующий пункт: «Профессор Якобсен должен предпринять все возможные усилия в области ландшафтного дизайна и дизайна конструкций и приспособлений».

Якобсен воспринял это как полную свободу действий во всем, от выбора точного оттенка серого для занавесок до высоты кедровых деревьев, которые он высаживал, и пород рыб — голавля и золотого карпа — для водоема. В результате получился абсолютно последовательный, с идеальными пропорциями, но все-таки очень дружелюбный городок, который остался практически неизменным с 1963 года.

Как архитектор и индустриальный дизайнер, Якобсен всегда стремился достигнуть этого изящества и последовательности во всем. В итоге он стал единственным датским архитектором ХХ века, получившим мировое признание.

До окончания академии Якобсен успел съездить в Берлин, где он открыл для себя рационалистичную архитектуру Миса ван дер Роэ и Вальтера Гропиуса. Их работы повлияли на его раннее творчество в Дании, включая дизайн арт-галереи, за которую он получил золотую медаль при выпуске из академии.

В пятидесятые, впечатленный работой американских дизайнеров Чарлза и Рея Имзов (Charles & Ray Eames), Якобсен увлекся дизайном предметов. Кроме того, на него повлияли его супруга Джоанна, дизайнер тканей, и итальянский историк в области дизайна Эрнесто Роджерс (Ernesto Nathan Rogers, сказавший, что «архитектура есть закрепление времени — эпохи в пространстве», и веривший, что в дизайне важна каждая деталь, «от ложки до города»).

В 1951 году Якобсен закончил работу над креслом Ant (модель 3100) — фанерной конструкцией замысловатой формы на стальных ножках. За ним последовала более простая форма, форма песочных часов — стул Series 7 (модель 3107, 1955 год). Как и Ant, легкий и компактный Series 7 идеально подходил для современной жизни, но даже Якобсен, возможно, не ожидал, что он станет одним из наиболее популярных стульев XX и начала XXI веков.

За несколько месяцев до своей смерти в 1971 году Арне Якобсен размышлял над своим творчеством.

«Основополагающий фактор — пропорция, — заключил он. — Пропорция — это именно то, что делает старинные греческие соборы столь прекрасными… И когда мы смотрим на наиболее любимые сооружения эпохи Возрождения или барокко, мы замечаем, что в них во всех соблюдены идеальные пропорции. Это самая главная вещь».