Marcel Wanders

Marcel Wanders

Марсель Вандерс (2 июля 1963) — голландский дизайнер, которого называют человеком, способным сотворить праздник или превратить самую сказочную мечту в реальность. Дизайн от Вандерса — развлекательный и провокационный. Марсель Вандерс в своих многочисленных интервью признает, что на его творчество значительное влияние оказали Филипп Старк и Этторе Соттсасс. Филиппа Старка, который еще в 90-е годы эпатировал публику вопиюще гламурным смешением исторических и современных стилей, Марсель считает чуть ли не своим кумиром. Как и Старк, Вандерс мешает эпохи, создавая ультрасовременные предметы с историческими корнями.

«Творческий принцип элементарный: я хочу делать предметы, на которые приятно смотреть и о которых интересно поговорить. Думаю, в моем случае речь надо вести не о стиле, а о том, что старые мастера называли манерой. Хочу, чтобы при взгляде на любую мою вещь — от керамики до здания — человек говорил: «О, я знаю, это Вандерс».

Витиеватых орнаментов и ярких цветов Марсель тоже никогда не боялся. Но у него они всегда — тоже с «историческим» уклоном. На перилах лестницы пятизвездочного отеля, чемодане-холодильнике и пляжном полотенце — классические арабески и барочные завитки. На мебели и лампах — традиционные узоры в красных и синих тонах, перенесенные с голландского фарфора. «Мы придумываем мало нового — просто устанавливаем новые связи».

Вандерс работает с формами, которые универсальны и понятны, он называет их archetypes — образцы, прототипы. Вандерс использует элементы барочного стиля как азбуку, сочиняя при этом новые слова. Дизайн от Вандерса — межвозрастной, способный нравиться не только типичному городскому моднику, но и его бабушке. Как он сам говорит, «мир дизайна слишком сосредоточен на молодежи, а я помню, что у меня есть мать и мои вещи должны ей нравиться».

Собственный бренд Марсель назвал Wanders Wonders, что можно перевести как «Чудеса Вандерса». Или — как вариант — «Вандерс удивляется». Окружающие удивляются точно. А Марсель, посмеиваясь, в очередной раз напоминает: «Я пришел, чтобы дать вам радость».

Творения Марселя Вандерса — это инвестиции, доставляющее огромное эстетическое удовольствие. Как любой мастер (художник, поэт, композитор), Вандерс с особым трепетом относится к некоторым своим работам. Среди них, конечно, принесший дизайнеру мировую известность Knotted Chair, отель Lute Suites в Амстердаме, «драгоценные» коллекции сантехники Aqua Jewels и табуреты Stone.

В основу своего декораторского решения Марсель Вандерс положил идею восточного базара, в котором смешиваются языки и культуры, орнаменты, краски и фактуры, роскошные шелка, каменья, жемчуга… Резные ширмы и лепнины здесь воссоздают антураж рыночных площадей, сдерживаемых узорчатыми фасадами старинных арабских построек, а напольные и стеновые глянцевые панели струятся золотистыми и серебристыми орнаментальными перепевами подобно лучшим дамасским шелкам. Улочки и проходы здесь также запутаны, тесны и запружены народом — манекенами, в чьих лицах-зеркалах множатся отражения посетителей.

Вандерс во многом повлиял на возникновение термина granny’s chic («бабушкин шик») — попытки молодых дизайнеров переосмыслить содержимое комодов и трельяжей. «Вязаное кресло» — визитная карточка Вандерса — выглядит как дипломная работа выпускников кружка макраме, а Crochet Table (буквально — «стол, связанный крючком») целиком сделан из укрепленных эпоксидной смолой кружев и похож на генетически модифицированную салфетку. Вандерс берет формы, которые раньше можно было обнаружить только в комнате консьержки, и вытаскивает их на большую сцену. В его работе силен магический элемент: как сделать хрупкое прочным, непрактичное — практичным.

Марсель Вандерс, безусловно, один из самых неординарных и экстравагантных дизайнеров в мире. Он называет себя волшебником, шутом и алхимиком, а в его визитке скромно написано: «Дизайнер новой эры». Пожалуй, это единственный мастер во всем дизайнерском мире, удивительно гармонично сочетающий в себе талант сказочника и точное, практичное понимание дизайна.

«Промышленность делает великие вещи, но она отнимает уникальность объекта. Дизайн вещи интересен, только если он входит в наш мозг и в наше сердце. Только тогда ценность того, что мы делаем как дизайнеры, существует», — говорит Марсель Вандерс.