Блог

Индустриальный стиль

Индустриальный стиль

Стиль в любой сфере человеческой жизни можно определить как сознательно отобранную совокупность приемов, призванную решать конкретную задачу и создавать определенный, желаемый эффект. Это категория, предполагающая рефлексию, умышленность, намеренность, поэтому тот феномен, который теперь принято именовать индустриальным, или промышленным, стилем в дизайне интерьеров, изначально сам по себе никаким стилем не являлся. Он — результат переосмысления данности, условий, которые позволили соприкоснуться людям, далеким от промышленного производства, с его реалиями.

Индустриальный стиль своим возникновением во многом обязан Великой депрессии, поразившей США в конце 20-х годов прошлого столетия и остановившей работу тысячи промышленных предприятий. Пустующие заводские и складские помещения, совершенно не предназначенные для постоянного там обитания, стали привлекательным местом для молодых художников, скульпторов и прочей богемы из-за крайне низкой арендной платы и безграничных возможностей для художественной деятельности. Там, среди заброшенных станков, металлической арматуры, всевозможных труб и балок творческая молодежь получила возможность устраивать студии, творить прекрасное, а вместе с тем и жить, пусть и на нелегальных основаниях.

из 6

Опустевшие цеха заброшенных заводов стали привлекать художников, скульпторов, музыкантов и других представителей творческого андеграунда, быстро разглядевших колоссальный арт-потенциал серого бетона, красного кирпича и холодного металла.

Так, например, в знаменитом нью-йоркском районе Сохо богема жила незаконно вплоть до начала 1970-х годов, когда местное правительство, в конце концов, официально разрешило зарегистрированным деятелям искусств жить среди своих же творений.

Сохо в целом сыграл значительную роль в существенном повышении статуса промзон и эстетизации атмосферы заводских помещений. В 1960-е годы там сформировался уверенный творческий кластер, состоящий сплошь из модных уже тогда имен: Энди Уорхол, Чак Клоуз, Ричард Серра, и др., что не могло остаться без внимания людей, далеких от искусства, но остро чувствующих тенденции и реагирующих на все оригинальное. К 90-м годам того же века Сохо из некогда заброшенного и социально неблагополучного района превратился в один из самых дорогих и престижных, с бутиками люксовой одежды, фешенебельными ресторанами и более чем платежеспособными резидентами совершенно иной формации. Очевидно, что не обстоятельства заставляли их селиться на территории бывших цехов и складов, а исключительно альтернативная репутация района, особая атмосфера и эстетика заброшенного промышленного пространства.

В 1963 году Уорхол купил здание на Манхэттене, которое получило название «Фабрика» и стало одним из культовых мест паломничества творческой богемы Нью-Йорка и одним из самых ярких примеров применения индустриального стиля в оформлении интерьера рабочего и жилого пространства.

Удивительно, что и по сей день право на проживание в Сохо предоставляется только действующим художникам, вынуждая состоятельных, но далеких от изобразительных искусств персон искать изощренные способы получить одобрение со стороны Департамента культуры Нью-Йорка. В ход идут даже фальшивые портфолио, прикрепляемые потенциальными резидентами к заявке на получение статуса официального художника.

Америка не единственная точка на карте мира, где джентрификация проявила себя настолько ярко. В те же 60-е мода на лофты успешно преодолела расстояние в океан и обосновалась в Европе. Для России в целом и Москвы в частности освоение бывших промышленных строений-явление довольно недавнее, но, по мнению экспертов, крайне перспективное и популярное. Забавно то, что приобретая новомодный, стоящий миллионы долларов лофт, можно в буквальном смысле оказаться человеком без определенного места жительства: прописаться в них нельзя по причине их нежилого статуса.

Лофт как определенный вид недвижимости впоследствии породил одноименный стиль в дизайне жилых помещений. Иногда его используют в качестве синонима к индустриальному стилю, хотя более корректно рассматривать его как локальный случай проявления последнего. Все-таки помимо присущих индустриальной эстетике форм, фактур и материалов, лофт отличается огромным, почти всегда не разделенным на зоны стенами пространством и впечатляющей высотой потолка. Недаром лофт — единственный вид недвижимости, который может измеряться и продаваться не только квадратными, но и погонными метрами. Индустриальный же стиль вполне может быть реализован и в гораздо меньшем по размеру помещении с довольно классической планировкой, например, в стандартной квартире, где ванные комнаты и кухни — едва ли не лучшие помещения для его применения. Не меньшей популярностью промышленная эстетика пользуется в декорировании офисов и общественных пространств: библиотеки, коворкинги, учебные заведения, театры, как выясняется, отлично существуют и функционируют в ситуации строгой и лаконичной атмосфере индустриализма.

«Студия театрального искусства» на Таганке.

Индустриальный стиль специфичен с точки зрения используемых для его создания геометрических форм, артефактов, материалов и цветовой гаммы.

Как ясно следует из самого названия, в почете любые отсылки к заводской тематике. Отсюда строгие, четкие линии, категорическое избегание завитков и причудливо изгибающихся деталей. Необработанные потолочные балки, пилоны, опоры дают четкие горизонтали и вертикали. Если позволяет размер помещения — максимум открытого пространства и воздуха.

Чрезвычайно ценится всевозможная цеховая атрибутика, аутентичная или объекты, стилизованные под нее. Те элементы, выставление напоказ которых практически недопустимо при любом другом стилистическом решении интерьера, здесь играют главенствующую роль. Вентили, провода, розетки, вентиляционные решетки, трубы, крепления перестают быть неизбежными, но малопривлекательными деталями помещения. Собственно, эти элементы и подвергаются эстетизации, отрыву от изначально присвоенной им функции. Рабочий верстак может вполне удачно выступать в новой для него роли обеденного стола, а из водопроводной трубы, уходящей в стену получается отличная и явно не банальная книжная полка или рейл для развешивания одежды.

из 3

С осознанием прелести индустриальной эстетики и безграничности вариантов ее применения в оформительскую моду вошли такие, казалось бы, грубые и несовместимые с домашним уютом в классическом его представлении материалы, как бетон, кирпич, металл во всем его многообразии. Чугунные плиты, например, вполне могут послужить отличной альтернативой более традиционным видам напольного покрытия.

В индустриальном стиле ценится индивидуальная, сложная фактура используемых материалов, как каждого в отдельности, так и в их коммуникации друг с другом в едином пространстве. Нарочитая грубость, недоделанность, незавершенность, первозданность поверхностей призвана выводить удовольствие от обитания в подобном интерьере на другой, более высокий, уровень: помимо комфорта, который первичен, и визуального удовольствия от созерцания, индустриальный стиль немыслим без удовольствия тактильного.

Промышленная эстетика не приемлет злоупотребления цветом. Предпочтительны лаконичные, понятные цвета: белый, черный, серый. Но это совсем не означает того, что другие цвета оказываются под запретом и дизайн интерьера на выходе должен быть монохромным. Любой цвет может иметь место, но оттенки не должны быть слишком насыщенными, интенсивными. Яркие пятна вполне допустимы, но на уровне деталей.

Коварство и вместе с тем особенная притягательность индустриального стиля состоит в том, что он по сути своей брутален и строг — закономерный результат совокупности используемых форм, материалов и объектов. Именно поэтому так важно, чтобы интерьер не был слишком стерильным и выхолощенным. Наиболее эффективно промышленная эстетика работает в тандеме с элементами других, более «мягких» стилей. Контрастные по фактуре и энергетике материалы способны понизить градус агрессивности промышленных материалов и сделать жилище комфортным и ничуть не менее уютным, чем в случае другого дизайнерского решения.

Освещение в индустриальном стиле.

Ни один интерьер не может считаться завершенным без правильно подобранного освещения. Несмотря на то, что промышленный стиль приветствует идею свободных пространств с максимумом естественного света, в условиях современной жизни искусственный свет неизбежен. Помимо своей первоначальной функции он призван задавать определенное настроение, будь то квартира или общественное пространство.

Осветительные приборы, выдержанные в индустриальной эстетике, — остроумный способ привнести в любой интерьер легкие штрихи фабричной атмосферы. Причем это могут быть как аутентичные светильники, так и их современные аналоги, стилизованные под промышленные артефакты.

из 2

Требования к ним предъявляются ровно те же, что и к остальным элементам, формирующим индустриальный стиль: функциональность, прочность, в некоторых случаях-мобильность и гибкость. Среди основных материалов, используемых в светильниках, — стекло, металл во всем изобилии их разновидностей и фактур, иногда дерево. В изготовлении плафонов удачно применяется и смотрится как обычное, так и толстое прессованное стекло, лакированный металл, натуральная патина или ее искусственная имитация. Основанием для светильника помимо стандартных штативов, крепежей, подвесных цепей может послужить практически любой предмет, ассоциирующийся с промышленностью и фабричными механизмами. Здесь количество опций ограничивается лишь фантазией дизайнера и смелостью обитателя интерьера.

из 3

Мода на подвесные светильники и популяризация их использования восходит к тем же историческим событиям 60х и 70х, когда творческая молодежь стала активно заселять нефункционирующие заводы и склады. В замене имевшихся там подвесных светильников не было необходимости, они прекрасно справлялись с задачей освещения больших площадей.

Часто используются в оформлении ресторанов, баров, но идеальны и в жилых помещениях, особенно в условиях кухни. Прекрасно освещают и обеденную, и рабочую зоны, привносят винтажные нотки.

из 6

Настольные и напольные светильники в индустриальном стиле — размышление на тему технических ламп, некогда освещавших фрезерные или швейные станки в мастерских. Со своей задачей обеспечения света там, где он более всего необходим, справляются и в атмосфере жилища. Штативы из несколько секций, соединенных шарнирами и другими видами креплений, обеспечивает гибкость и возможность менять направление светового потока в зависимости от ситуации:

из 4

Мебель в индустриальном стиле.

Все многообразие мебели в индустриальном стиле можно условно разделить на три большие категории: абсолютный винтаж, современные реплики и предметы, в создании которых использовались элементы аутентичных промышленных артефактов.

Оригинальная винтажная мебель, ранее использовавшаяся на фабриках и в мастерских, отличалась функциональностью, минималистичным и эргономичным дизайном и мобильностью. Основной ее задачей было обеспечение комфортного выполнения рабочих обязанностей, но никак не призыв к отдыху. Именно поэтому аутентичных диванов и кроватей, выдержанных в индустриальном стиле, возникнуть не могло. Хотя бы потому, что по самой своей сути эти предметы мебели существуют для отдыха и праздности, что идет вразрез с предназначением промышленных объектов.

Зато из всевозможных рабочих тележек, многоуровневых стеллажей, строгих картотечных шкафов легко получаются удобные, внешне не банальные кофейные и журнальные столики, книжные шкафы, комоды со множеством отсеков.

Классическим сочетанием материалов для изготовления столов и стульев в индустриальном стиле является тандем дерева и металлов, в идеале — состаренных или производящих такое впечатление. Хотя и металл, и дерево самодостаточны, и могут быть использованы автономно друг от друга.

При желании, наличии времени и интересу к винтажу, подобные предметы можно поискать на блошиных рынках. Однако современная мебельная индустрия предлагает очень точно стилизованные под старину вещи, учитывающие недостатки, но сохраняющие эстетику аутентичных.

из 8

Огромное преимущество интерьера, выполненного в индустриальном стиле, заключается в том, что он не настолько дорог в реализации, как может показаться на основе производимого им эффекта. Прежде всего от владельца такого жилища требуются интеллектуальные затраты, развитый вкус и способность видеть красоту в грубых на первый взгляд вещах. Нужно быть настоящим эстетом, чтобы ценить лаконичность и индивидуальный характер необработанных материалов и предпочесть вычурности классического стиля аскетизм индустриального.


Подборка товаров по теме
Загрузить еще